Сэмюэл БАРБЕР (Barber) Родился 9.03.1910 – умер в 1981 г. Американский композитор.
В 1924-28 г. учился у И. А. Венгеровой (фортепиано), Р. Скалеро (композиция), Ф. Рейнера (дирижирование), Э. де Гогорца (пение) в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии, где позднее преподавал инструментовку и хоровое дирижирование (1939-42). Некоторое время выступал как певец (баритон) и дирижёр собственных произведений в городах Европы, в том числе на фестивалях (Херефорд, 1946). Барбер - автор многочисленных произведений различных жанров. В его ранних фортепианноых сочинениях проявляется воздействие романтиков и С. В. Рахманинова, в оркестровых - Р. Штрауса. Позднее воспринял элементы новаторского стиля молодого Б. Бартока, раннего И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. Зрелый стиль Барбера характеризуется сочетанием романтических тенденций с чертами неоклассицизма. Лучшие произведения Барбера отличаются мастерством формы и богатством фактуры; оркестровые произведения - блестящей техникой инструментовки (исполнялись А. Тосканини, А. Кусевицким и другими крупнейшими дирижёрами), фортепианные - пианистичностью изложения, вокальные - непосредственностью образного воплощения, выразительностью распева и музыкальной декламации. Среди ранних сочинений Барбера наиболее значительны: 1-я симфония, Adagio для струнных оркестра (переложение 2-й части 1-го струнного квартета), соната для фортепиано, концерт для скрипки с оркестром.
Популярностью пользуется лирико-драматическая опера на традиционный любовный сюжет «Ванесса» (одна из немногих американских опер, поставленных в «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, 1958). Музыка её отмечена психологизмом, мелодичностью, обнаруживает известную близость к творчеству «веристов», с одной стороны, и поздним операм Р. Штрауса - с другой.
Сочинения: оперы - "Ванесса" (1958) и "Антоний и Клеопатра" (1966), камерная опера "Партия в бридж" (A Hand of bridge, Сполето, 1959); балеты - "Змеиное сердце" (The serpent heart, 1946, 2-я ред. 1947; на его основе - оркестровая сюита "Медея", 1947), "Синяя роза" (A blue rose, 1957, не пост.); для голоса с оркестром - "Прощание Андромахи" (Andromache's farewell, 1962), "Любовники" (The lovers, по П. Неруде, 1971); для оркестра - 2 симфонии (1-я, 1936, 2-я ред. - 1943; 2-я, 1944, новая ред. - 1947), увертюра к пьесе «Школа злословия» Р. Шеридана (1932), "Праздничная токката" (Toccata festiva, 1960), "Поблекшая фотография давней сцены" (Fadograph from a yestern scene, пo Дж. Джойсу, 1971), концерты с оркестром - для фортепиано (1962), для скрипки (1939), 2 для виолончели (1946, 1960), балетная сюита "Сувениры" (Souvenirs, 1953); камерные сочинения - Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя и трубы со струнным оркестром (1944), 2 струнных квартета (1936, 1948), "Летняя музыка" (Summer music, для квинтета дерев. духовых), сонаты (за сонату для виолончели и фортепиано, а также "Музыку к сцене из Шелли" - Music for a scene from Shelley, 1933, американская Римская премия 1935); хоры, циклы песен на сл. Дж. Джойса и Р. Рильке, кантата "Молитвы Киеркегаарда" (Prayers of Кjerkegaard, 1954).
Литература: Broder N., Samuel Barber, N. Y., 1954.